выберите нужную тему:

дневник [13]
статьи [18]
творчество [15]

Форма входа

Логин:
Пароль:

Понедельник, 29.04.2024, 16:19
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Легенда

фотозаметки

Главная » фотозаметки » на равнине » статьи

Гитарный казус

 

 

 

 

Надеюсь, что большинству гитаристов, хотя бы немного знающих ноты, известно, что они (ноты) для гитары записываются на октаву выше, чем звучат. А играются, соответственно, на октаву ниже написанных. Это сделано для более удобной записи и чтения нот.

Диапазон гитары таков, что если этого не делать, то придется больше половины нот располагать на добавочных линиях снизу, а это очень неудобно, ненаглядно и плохо читается. А вторая октава, на первой струне, за 8 ладом, «где редко играют», без коррекции, комфортно располагалась бы вся на основных линейках нотного стана. А с повышением нотной записи, вторая октава («где почти не играют»), как раз и оказывается вся на неудобных верхних добавочных линиях.

Гитаристы, знающие ноты, так привыкают к этой измененной записи нот, что просто начисто забывают об этом факте. Из-за этого возникает большая путаница и блуждание в двух соснах.

Мне это напоминает перевод времени на час вперед, нет назад. Нет, стрелки вперед, а время назад, нет стрелки назад, а время вперед, утром светлеет раньше, нет позже, нет, вечером темнеет позже и так далее. Казалось бы всего два параметра, а ясности никакой.

 

Вот что я увидел у действительно гениального исполнителя и аранжировщика Максима Чигинцева, в его учебных материалах. Приводится диапазон гитары.

Но это не так. Шестая открытая струна, нота Ми, частотой 82,4 Гц, это нота Ми большой октавы. Первая открытая струна, нота Ми, частотой 329,6 Гц, это нота Ми первой октавы. А прижатая первая струна на 5 ладу, это знаменитая нота Ля первой октавы, частотой 440 Гц. Красным я отметил диапазон гитары, это бОльшая часть большой октавы, малая, первая и вторая. А третьей октавы на гитаре нет.

Таким образом, диапазон достаточно большой, не такой уж это и средний регистр. Все таки присутствуют мощные басы. Чигинцев приводит диапазон контрабаса, точно такой же диапазон и у четырехструнной бас-гитары. Четвертая открытая струна бас-гитары и контрабаса – Ми контроктавы, частотой 42,2 Гц. Это всего на октаву ниже нашей шестиструнной гитары. Вот какие басы у обычной гитары.

Но и их бы добавить, бас Ре четвертой струны гитары высоковат, да и бас Соль на шестой струне 3 лада не всегда достать, приходится играть зачастую третью открытую, а это бас не настоящий. Отсюда и семиструнная гитара с еще одной басовой струной.

Именно от близости басов гитары и бас-гитары, гитарист в группе, при игре «боем» старается не задевать басовых струн, что бы не создавать ненужного гула, а звукорежиссер всегда разделяет гитару, бас-гитару и бас-барабан.

Кстати, ноты бас-гитары и контрабаса тоже записываются на октаву выше, как и у гитары. Но нам ведь интересно посмотреть диапазоны вместе. Здесь Чигинцев приводит эти диапазоны на клавиатуре фортепиано правильно, и хорошо видно пересечение диапазонов гитары и контрабаса. Красным я отметил струны гитары и октавы.


 

Добавляет путаницы и сведения о скрипичном и басовых ключах. Ключ Соль на нотном стане указывает на соль первой октавы, но сыграть эти написанные ноты на гитаре, в соответствии с ключом невозможно, нужно играть на октаву ниже. 

Представьте, какая неразбериха в голове у того, кто начинает изучать ноты. А ученику нужна как раз ясность и простота. Как же разрешается этот вопрос, ведь нужно соблюсти букву, так сказать, нотного закона. Нельзя просто подразумевать, там ниже, там выше.

Поэтому, в нотах для гитары, бас-гитары и контрабаса, будь он неладен, под их ключами ставится цифра 8, это значит, что играть нужно на октаву ниже, чем записано. Или можно просто текстом написать, играйте, мол, ниже.

У кого-то в нотах эта восьмерочка под ключом стоит, у кого-то нет, наверное, это рисует программа, аранжировщик тут ни при чем. Ноты никто вручную давно не пишет.

 

ноты, табы

Вообще, в нотах черт ногу сломит запросто, а уж музыкальную теорию, как и теорию относительности, не знает никто. Ноты придуманы очень давно и тот кто с ними сталкивался, сразу понимает, что они несовершенны. Но другой записи музыки на бумаге, пока еще не придумано.

Именно в трудном понимании нот вообще и гитарных в частности, и лежит причина существования табов. Я их считаю как дополнения к нотам, это новые нотные значки. Всегда под каноническими нотами есть строчка с дополнениями и пояснениями - табы. Помимо экономии времени, табы часто исправляют ошибки при разборе, то диез забудешь в ключе, то бекар пропустишь.

В верхней строке нот мы видим движение, характер, легато-стаккато, длительности и много чего еще. В нижней строке нот для гитары видно, где «зажимать». Так что, противоречий тут никаких нет.

Вы заметили, как с появлением компьютеров исчезли сокращения, всякие стр. англ. см. устар. и т.д.  и т.п. Какой смысл сокращать, если все равно копировать. Материал стал более развернутым, полным. Отсылки вниз страницы превратились в полноценные ссылки в интернете.

А в нотах до сих пор – реприза, фонарик, сеньо. Играть от сих до сих, потом сначала и до коды. Первая вольта, вторая. Вы что, издеваетесь? Чисто организационные, не относящиеся к музыке, моменты. Это было придумано, когда ноты писались вручную, и естественно, повторять весь куплет или мелодию, писать два, три раза тоже самое, никто не хотел.

Ну а теперь, на мой взгляд, надо от всего этого отказаться, а писать в нотах, как есть, все произведение, от начала и до конца. Тем более, что второй раз можно играть чуть по-другому, с какими-то изменениями, не беспокоясь, что все это придется писать второй раз. Пишет компьютер.

А при распечатке, пару лишних А4, не такая уж затрата, зато проще, наглядней и без лишних заморочек.

А тем, кто не в состоянии запомнить пару десятков нот, и вообще презирает музыкальную грамоту, мотивируя, что, де, мол, Пол Маккартни, Лес Пол и, к примеру, Муслим Магомаев, вообще не знали нот, и они… Отвечу, что вы далеко не они, и учиться нотной грамоте вам, бесталанным бездарям, все-таки надлежит.
 

классика, акустика, электро

Сейчас существуют такие понятия в гитарной среде как классическая гитара, акустическая гитара и электрогитара. И приходилось мне слышать, что все это неправильно и безграмотно. Ибо классическая гитара тоже акустическая по своей природе, что акустика в переводе с древнегреческого на древнееврейский…  и в том же духе.

Я не вижу здесь никакой проблемы, ну сложились так понятия и ладно. Сейчас и классическая гитара может усиливаться, и тем более акустическая. Электрогитара тоже акустическая в своем роде, ведь звучит же она без электричества, хоть и тихо.

На канале Нескучный саунд, невероятный мастер Александр Зилков попытался рассказать об особенностях этих типов гитар. Он доложил, что классическая больше подходит для исполнения классической музыки, акустическая для популярной музыки, а электрогитара для рока.

И исполнил все виды музыки поочередно на всех видах гитар. И исполнил так великолепно, что полностью опроверг свое же мнение. Все виды музыки прекрасно, каждая со своим шармом, звучали на всех видах гитар. Это полное торжество гитары, как инструмента. На мой взгляд, гитара универсальна и многообразна, как ни один инструмент вообще.  

По моему мнению, для сольного полифонического исполнения лучше подходит классическая с нейлоновыми струнами, голоса не так звенят-шелестят, как на акустической.

Акустическая с ее мощными басами и звенящими верхами больше подходит для аккомпанемента, партия соло на ней слишком уж тощая.

А электрогитара - король королей, на ней можно все. 
 

 

Интересно, что каждый музыкант по-разному видит свою гитару в мире музыки. Матерые классические гитаристы радуются, что у их инструментов короткий сустейн, он позволяет им исполнять сложные переплетения Баха. Они оскорбляются, когда слышат, что «гитара поет». Кто сказал, что гитара должна петь – с возмущением вопрошает мэтр и  гигант классической гитары Дмитрий Нилов.

А аранжировки гитариста Андрея Носова математически выверены до невозможности, но гитара у него там не поет, не звучит. Впечатление, что это аранжировка для игры аккордами на рояле. Все правильно, все точно, никакие звуки не накладываются, все академично, но не звучит.
 

категория статьи | добавил Александр (29.02.2024)
просмотров 14