выберите нужную тему:

разное [7]
походы [13]
фотоочерки [15]
записки Моренщика [28]

Форма входа

Логин:
Пароль:

Пятница, 26.04.2024, 04:10
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Легенда

фотозаметки

Главная » фотозаметки » в горах » записки Моренщика

Июльское утро

В горах встаю рано, часа 3 утра, делаю переход, потом новая стоянка, завтрак и свободное время - небольшая радиалка часа на два. И почему-то в это время меня тянет размышлять на тему книг или фильмов. Тенденция обозначилась четко, а я против ничего не имею. И вот записи этого утреннего творчества, утренних хождений, по еще не нагретых солнцем склонам.

 

 пересмотрел много фильмов советского времени, многие из них смотрел впервые, и вот некоторые наблюдения по трем из них.
 

В фильме 62 года, нашем ровеснике, «Ход конем», еще показаны уходящие образы – положительные трактористы и приходящие - отрицательные стиляги. Стилягам нечего было приписать плохого, кроме как цветных их одежд. И придумали просто плохого парня, все настолько искусственно и неестественно.

А вот главный тракторист Кочетков весьма органичен – особенно когда боролся с деревом, под фашистский марш, мерзавец еще тот. Но попытка бороться с новым была жалкой. Доблестные кочетковские пограничники и чумазые рыбниковские сталевары – до свидания. Не прошло и полгода, как пришел им на смену  интеллигент с книгами под мышкой, товарищ Шурик в очках. Физик-ядерщик теперь наш герой, мирный атом - в каждый дом.

И в фильме 63 года «Штрафной удар» уже все стиляги в почете, и на легальном положении, люд вовсю танцует и шейк и твист, а джаз теперь звучит в фильме от начала и до конца. Не устоял совок перед их нравами. В общем, наши победили. Интересен этот фильм тем, что там показывают наши горы – и Медео, и Чимбулак.

В кино «Дайте жалобную книгу» 65 года уже прямо высмеиваются старорежимщики, правда они там чуть ли дореволюционные. Джаз демонстративно побеждает романс. Вообще в фильмах 60-х, черно-белых по моде, (хотя говорят, что просто не было цветной западной пленки), очень как-то мало советского, все больше человеческого.  Агитация жалкая, вставленная явно для проформы, по требованию каких-нибудь худсоветов. Оттепель так сказать.

А теперь о большом кино. Отличный фильм получился про Queen – божественная рапсодия. Я смотрел несколько раз, находя все новые и новые детали. Пожалуй, самая странная и необычная группа, с ни с чем не сравнимым стилем. Как говорится аналогов нет. Сколько экспериментов и труда группы. В итоге фантастическая музыка – хорошие мысли, хорошие слова, хорошие дела – все как ты хотел, папа, не так ли?

Так снять, с такой точностью и деликатностью, это надо уметь.  В последней сцене сходство просто фантастическое. Любители сделали параллель с реальным концертом, и абсолютно неясно становится, где кино, а где документальные кадры, даже цветовая гамма подобрана в точности. На рояле даже напитки в стаканах налиты в точном соответствии. Ну и собраны все основные хиты, невозможно было не влюбиться в эту музыку в молодости. Выходишь из института, в голове звучит Квин, и не помнишь, как доезжаешь до дома.

Еще один достойный фильм – «Чернобыль», снятый англичанами и американцами. Они очень качественно изучили материал, жизнь, быт и характеры.  Полно предметов тех времен. Например, в фильме мелькает календарь 80-х годов, вертящийся вокруг оси, так вот, он в кадре мелькает даже не в фокусе и больше не появляется. Этим достигается правдивость, так было бы снято в то время.

В дешевом кино, на съемках, удачно найденный раритет, облизывается помногу раз, чем и выдает себя с головой. Очень тонкая работа. Падающий вертолет тоже бы показали с семи точек, а в фильме он чуть ли не мелькает случайно. А вот советским людям англичане сильно польстили. Никогда совок не мог выразить свое отношение к начальству так красиво, как те шахтеры. Совок мог единогласно голосовать за расстрел своего товарища, мог пойти на войну по команде, но никогда не мог пойти против начальства. Этого не было никогда.

Так как фильм художественный, то естественно есть и вымысел художника, но здесь он (художник) видимо представил, как поступили бы английские шахтеры. Я знаю, что были бунты, но они кроваво подавлялись. Такой  же сцены быть не могло.

Фильм "Харли и братья Дэвидсон" еще один отличный пример. Помню, у нас еще в школе  все время ходила фраза - жизнь борьба, которую никто не понимал, но все повторяли как попугаи, пихали в сочинения, куда надо и не надо. Штамп такой. Ну вот этот фильм про  это самое.  Страшная конкуренция, огромное творчество, талант, тяга создать свое неповторимое и уникальное. Момент, когда совсем молодой Харли проникает на эротическое шоу, там девица выезжает на мотоцикле, а Харли спешно зарисовывает двигатель и коробку передач, с натуры так сказать. Вот так рождаются шедевры. Как всегда красивые люди, красивые дела, красивые мотоциклы.

Ну и наконец бриллиант, вернее изумруд. Почему изумруд, сейчас станет ясно. Перед новым годом случилось у меня кинематографическое открытие, и даже больше чем открытие. Совершенно наугад я посмотрел фильм «Зеленая книга». События 1962 года. Вовсю идет отмена сегрегации в Америке. А шла она многие годы. Зеленая книга – путеводитель для черных. Оказывается, в 62 году автомобиль не был роскошью и для черного населения Америки. Фильм стал моим любимым.

Смотрел несколько раз, наслаждению не было предела. А потом этот фильм пропадает из интернета, а в январе он получает Оскар. Что как бы подтверждает мой безупречный вкус. Этот фильм я тоже бы ненавязчиво рекомендовал к изучению в старших классах, пусть молодежь привыкает понемногу, потихоньку, полегоньку к хорошему.

Ожидая своего босса-негра, белый Тони играет в орлянку с негритянской местной шпаной. В фильме есть несколько фраз, которые претендуют на заповеди, на реперные точки, я бы сказал. Его босс Ширли ему выговаривает, Тони вяло оправдывается и тут Ширли говорит - у них не было шансов стать другими, а у тебя был. Когда дон Ширли выручает Тони из полиции, обращаясь напрямую к губернатору, и в итоге Роберт Кеннеди по блату вытаскивает их, Тони радуется, а Ширли говорит ему - Эти люди меняют страну, а ты подставил их.

 По ходу фильма утонченный и рафинированный негритянский пианист, и грубый простой вышибала-итальянец постепенно двигаются навстречу друг другу. Они уступают каждый часть своих привычек, но каждый хорошо знает свою красную линию. Тони в запале говорит, что он чернее самого черного, посмотри, я чернее в сто раз чем ты. А Ширли спрашивает, кто я, для своих соплеменников я чужой, для белых чужой, кто я, ответь Тони.

Я смотрел фильм в хорошем переводе, видимо том, с которым показывали в кинотеатрах, потом этого перевода больше не было, сколько я не искал, а в фильме важно каждое слово. Ко всему еще цвет, съемки, интерьеры и одежда, все настолько качественно. В фильме все пронизано тонким юмором. В общем, кто не смотрел посмотрите, а кто смотрел обязательно тоже посмотрите.

Прекрасные фильмы - Интерстеллар, Далеко-далеко, Марсианин, Поймай меня, если сможешь.  Во всех шедеврах каждый находит свое близкое, именно потому это и шедевры – кому игра актеров, кому любовь, кому техника, кому музыка. Звездные войны меня, кроме прочего покорили музыкой. Послушайте композицию «Сквозь звезды»  (тема любви), и я гарантирую, что если уши ваши в принципе слышат, то гений Джона Уильямса унесет вас далеко далеко далеко. 

 

 

Книги

Ещё в институте я впервые познакомился с Артуром Хейли. Тогда вся наша группа читала книгу,  в которой были сразу два его романа - Отель и Аэропорт. У нас стояла очередь. Книга давалась на сутки, через сутки её нужно было вернуть. Я помню, что читал всю ночь, конечно не успел прочитать даже одну.  Если раньше меня привлекал только сюжет, то сейчас все иное. С тех пор я много раз перечитывал книги Хейли, и каждый раз воспринимал их по-новому.

«Отель» описывает гостиничный бизнес. «Аэропорт» всю индустрию авиаперевозок, авиации, самолетов. «Колёса» рассказывают  об автомобилестроении, автомобилях, Детройте. «Менялы» про банковское дело. «Сильнодействующее лекарство»  рассказывает о фармацевтике  и аптекарском деле.  «Окончательный диагноз»  про больницы.  «Вечерние новости» о журналистике.

Все положены на острый, захватывающий сюжет. Если раньше в молодости, в основном он меня и привлекал, то теперь я смотрю на отношения – отношения людей с государством. На то, как люди  борятся с государством.  Как создают свои структуры, как все время укорачивают цепь, на которой сидит эта злая собака, которая при малейшей возможности норовит тебя куснуть.

И везде побеждает общество, но всегда дается это трудно, бизнес  борется с государством,  объединения людей борятся с государством, журналисты не дают государству зарваться и душить все вокруг, и этот процесс непрерывный, процесс этот идёт всегда.  Стоит только людям отвлечься и ослабить свое внимание - тут же государство начинает пользоваться своим положением и переходит в атаку.

Где-то в 90-м году, мы шли с коллегой по базару, и человек лет сорока, продавал кассеты с популярными в то время записями. Записи разлетались, как горячие пирожки. Спрос был бешеный, человек их записывал, даже были напечатаны на матричном принтере названия и списки композиций. Тут  у него спрашивает какой-то, лет 50-ти советский хорек – вы в фонд государства работаете или как? Помню, меня так насмешил этот «фонд государства», прямо шукшинский Князев, такой же дурачок. Коммерсант ответил – зачем мне государство? Помню, как покоробил его ответ мою знакомую – ты заметил, как он ответил? Для моей коллеги, государство было синонимом  родины.

Раньше эту сторону в произведениях Хейли я даже не замечал,  увлекал  лишь острый необычный сюжет, а он такой, что если вы начнете читать или слушать любой из романов Хейли, вы не остановитесь, пока не  дойдете до конца. Если бы эти произведения изучали,  хотя бы «проходили» в школе, вместо Толстого и Достоевского, была бы большая польза. Юношам развивающихся стран желательно смолоду учиться, как нужно понимать  и отстаивать свои права.

Марк Твен ещё один писатель, у которого так же, как и у Хейли  всё направлено на права и свободы людей.  Всё это описано очень интересным языком и очень талантливо. Марк Твен, атеист , его «Путь новых паломников», Приключения Тома Сойера, Приключения Гекльберри Финна, «Принц и нищий» обязательны прямо  и буквально к насаждению поголовно всем. Ибо как ребёнку не рассказать,  что можно, а что нельзя.

Ну, естественно мои любимые писатели, как в детстве так и сейчас это Фенимор Купер, Майн Рид, Джек Лондон. Красивые приключенческие книги, здорово пишет Тур Хейердал – Аку –аку, Кон-Тики. Как говорится,  хватит смотреть на мир глазами Сенкевича. К сожалению, мы смотрели на мир глазами Сенкевича очень долго, у нас не было другого выбора. Сейчас есть все возможности смотреть своими собственными глазами, хотя бы открывать карту Google, находить любую точку земного шара и смотреть.  Харпер Ли, Трумэн Капоте тоже пришлись мне ко двору.

Детские книги. В  детстве я любил читать книги Анатолия Алексина – «Приключения Севы Котлова», «Очень страшная история», «Под чужим именем». Это были очень интересные книги, они отличались от других детских книг, там почти не было советской мишуры, горнов и  пионеров юных, голов чугунных. В основном, приключения и романтика. К сожалению, недавно Анатолий Алексин умер.  Но я всё время следил за его жизнью, он уехал в Израиль и жил там, вел свой сайт.  

Другой большой детский писатель это Владислав Крапивин. В советское время он тоже был не очень популярным,  потому что в его книгах очень много романтики, очень много жизни, очень много детских и юношеских переживаний, мечтаний. Острая тоска по друзьям,  желание знать, что у тебя есть друг. Это сильно чувствуется, не случайно сам Крапивин был, я так думаю, в жизни крайне несчастным человеком,  но реализовал себя в своём книжном творчестве.

И тут в лице большой несправедливости выступает государство, которое давит своей тушей маленького человека, выжигает все живое и творческое. И в заступниках у него нет ни справедливого парторга, ни отеческого комсорга, ни пионервожатого с плаката. Не как обычно, в советском кино. В фантазиях Крапивина приходят на помощь мифические всадники и отдельные личности, которых тоже успешно бьет советское государство. Фоном идет барабанно-галстучная формальная трескотня, которую  каждый из нас слышал в свое время -  бессмысленный шум, который и был шумом, и не особо и назойливым.

Пронзительные книги, светлые, романтичные. Одни  из моих любимых - это «Ковёр-самолёт», «Мальчик со шпагой», « Тополиная рубашка»,  «Лоцман».
 

Чингиз  Айтматов - это лучший, из так называемых советских писателей. Так писать, как Айтматов о наших местах, о наших краях не мог никто. Читаешь Айтматова, проецируешь на себя эти события, эту природу, переживаешь эти невероятные явления - наши горы,  наши долины,  наши реки, наше небо, наши пески, наши скалы.  Весь этот наш мир абсолютно точно лег в творчество Чингиза  Айтматова. Может он не близок людям,которые не из наших мест, но для меня Айтматов это лучший, кто пишет о наших местах.

Я читал многих казахских писателей - Сабита Муканова (с племянником которого я учился в одном классе), Дмитрия Снегина, который писал о наших горах, о нашем Семиречье. Как-то я услышал, что истеричный Веллер наехал на Айтматова, «высмеяв» его, типа он номенклатурный национальный писатель, по разнарядке, как бы положено каждой республике иметь своего писателя. Я представляю сборщика анекдотов Веллера и спокойного, молча глядящего на него Айтматова.

Творчество Веллера шансон сам по себе. Нет смысла сравнивать его  с «Материнским полем» , «Топольком в красной косынке», «Джамилей». «Белый пароход», «Прощай, Гульсары». Я каждый раз набираюсь духа, чтобы читать или слушать Айтматова, потому, что знаю про бурю, которая разыграется в душе.  

Однажды моя знакомая, когда я процитировал Высоцкого, обронила, что не уважает его, так как он был алкаш и наркоман.  Всё дело в том, что люди, которые что-то значат в этой жизни, что-то привносят в жизнь, в цивилизацию обычно имеют либо скверный характер, либо подвержены каким-то заболеваниям, либо физически и психически ненормальные, в обычном понимании.

Все, кто рождает творчество – книги, песни, стихи, музыку, изобретения, что-то новое, какие-то открытия, все эти люди тёщу мамой не называют, цветы не дарят.  И далеко не приятные во всех отношениях. Так уж получается, сгорают рано, но все, что мы видим вокруг себя, абсолютно все  – это их рук и голов дело. 

 

добыча воды из снега

кисель Моренщика - шестикомпонентный - 2 вида кураги, чернослив, три вида изюма, пакет киселя

категория записки Моренщика | добавил Александр (09.11.2019)
просмотров 207