выберите нужную тему:

фотозаметки

Главная » фотозаметки » в горах » записки Моренщика

Альпийские горки 1 часть

же четвертый день я наслаждаюсь свободой и одиночеством в горах. Как здорово, что никого нет вокруг, что с утра до захода светит жгучее немилосердное солнце.

Моя палатка стоит на возвышенности, с юга внизу блестит голубое озеро, с севера видна так называемая «луна». На востоке перевал, ведущий в аксайское, на западе отрог каскеленского, за гряду которого и будет закатываться круглый оранжевый апельсин.

Много раз я пытался и пытаюсь до сих пор передать то состояния эйфории, которое непрерывно сопровождает походные дни. Да так и не получается. Нет того таланта или писательского мастерства.

Нет такой способности, чтобы переложить это состояние в печатные символы. Чтобы при помощи декодирования этих символов-букв, другой человек почувствовал и понял это состояние.

Озеро лежало в плотной горной тени, лишь вершины краснели под вышедшим солнцем. Как всегда, я первым делом ставлю палатку на полюбившееся место, на зеленую траву. Да, в скалах, на моренных озерах полно травы, под самые ледники ползет зеленое поле.

Поставив палатку, набираю ледяную воду в прозрачном ручейке, сразу две пятилитровых бутылки. Буду находиться на этом месте два дня, пусть нагревается. Пока готовился кофе, солнце уже осветило и мою палатку. Весь день буду лазить по скалам, смотреть в бинокль на далекие снежные гряды, переходить через прозрачные песочные ручьи, карабкаться по щебенистым склонам.

Сидя на гребне, и по своему обыкновению, тихонько напевая Fool on the hill, я разглядывал в бинокль небольшой табун лошадей.  Их было двенадцать, из них 2 жеребенка – белый и коричневый (гнедой, или как там по-лошадиному)

А солнце тем временем приближается к зениту и нещадно своим лазером режет вертикально вниз. Нужно придерживаться какого-то порядка, поэтому на обед-таки прихожу в свой дом. После обеда снова в радиалку.

Интересную геометрию наблюдал в этом году. Как известно, в дни равноденствия – 22 марта и 22 сентября солнце встает и садится строго на востоке и западе соответственно. А вот в самый большой день – 22 июня, солнце восходит ровно северо-востоке, ровно в 45 градусов. И садится на северо-западе, угол захода и восхода как раз 90 градусов. Это получается потому, что сами мы находимся примерно на широте 45 градусов. Вот такая занимательная геометрия, если кто не понял, я не виноват.

Солнце повисело над зубчиками горизонта, покраснело от смущения, мол, извиняйте, если что не так, и нырнуло до следующего дня. Оранжевое небо еще светилось минут 30 и стало меркнуть. Через несколько минут я уже вовсю смотрел цветной сон, 15 серию.

Ночью огромная белая луна светила в незастегнутую палатку. Сквозь сон я слышал далекое ржание лошадей, оно было какое-то необычное и долгое. Обычно лошади так не ржут. Утром я не мог с уверенностью сказать, снилось ли мне это, или было на самом деле. Проснулся я в этот свободный день часов в пять, уже было светло.

В этот день я собирался запускать орла – раньше мы в детстве запускали самодельных «змеев», а теперь можно купить самые разнообразные экземпляры. У меня был орел, которого я накануне успешно запускал, высота достигала метров 100 или двести. Трудно понять. Настоящие орлы были в шоке.

Один из них, черный и какой-то квадратный, даже атаковал моего серого. Они кружили рядом с моим, беспокоились. Я отпускал нить все больше и больше, мой орел забирался все выше и выше. Вверху был небольшой ветер, я слышал, как хлопает ткань. В общем, опыт летания с орлом оказался успешным.

Придя на поляну запускания орла, я размотал нить, положил орла и начал отступать. Отступая назад, я споткнулся и упал. И что вы думаете, я споткнулся об лежащую тушу лошади. Это был задранный волками жеребенок. Из тех, что я видел вчера в бинокль, белый.

Надо сказать, что я расстроился, ведь я считал их своими, как бы соседями, в горах, хотя находились мы в нескольких километрах друг от друга. Запускать орла я не стал, смотал нитку, взял орла и грустно поплелся в сторону палатки.

горечавка серповидная

горечавка Кауфмана

золотарник даурский

черная смородина растет и плодоносит в самом верху лесной зоны

очанка баянкольская

мята длиннолистная

мордовник хантавский

чина луговая

На следующий день моя одиночная горная идиллия была нарушена. Сначала, я, было, посетовал и подосадовал, но все потом окупилось сторицей. В этот день, после обеда, когда солнце в синем, как горечавка кауфмана, небе (шикарное сравнение, согласитесь) поднялось на свою вертикальную высоту, я вдруг услышал голоса.

К счастью, эти голоса были не внутренние и не с небес – кто-то спускался с перевала. В бинокль я увидел две фигурки. Рюкзаков не было, значит радиальщики, туристы по виду. Пока они спускались, я подогрел чай и уселся ждать. Увидеть меня они не могли ни при каких случаях, разве, что не ткнутся непосредственно в палатку, да и то будут сомневаться – почему камень мягкий, почему камень похож на палатку.

Когда туристы были довольно близко, я их окликнул. Меня с 20 метров они тоже не сразу разглядели, так как я сам тоже сливался с окружающей средой – нечто серо-коричневое. Два парня, одному лет 45, другому 16-17, двоюродные братья. Мы познакомились, они из Одессы. Идут с разношерстной группой из 12 человек, под руководством алма-атинца.

Их группа состоит из туристов из нескольких городов, не знакомые друг с другом, стоит ниже по ущелью. Группа их двигается медленно, бестолково и как попало. Через час мы с этими двумя парнями уже решили, что будем продолжать поход вместе. Ребята, Вадим и Руслан отправились в свой лагерь за рюкзаками и через несколько часов разбили свою палатку неподалеку от моей.

Оказалось, что они первый раз в горах и совершенно не ориентируются в нашей обстановке. Когда я спрашивал, откуда они поднялись , они неопределенно указывали рукой – вон с того перевала, вот с этого перевала. Перевал в их понятиях просто означал нечто типа места или направления – вон с того места, вон с той стороны.

Мы наблюдали в бинокль, как их группа этим вечером продолжила путь. Зная их маршрут, я точно знал, где они остановятся – на кизовской морене. И обещал своим новым знакомым, что завтра утром мы будем смотреть на них со своей новой стоянки на 4-километровой высоте. Причем, без каких-либо особых усилий. Так оно и получилось.

В 5 часов утра, перед рассветом мы миновали их палатки, поднялись на орлиное гнездо, расставились, позавтракали, отдохнули, отправились на вторую вершину, а в лагере группы еще не было никаких перемен. Мы здорово общались с новыми друзьями. Я много рассказывал им, а они мне.

Слушать я тоже умею и люблю, мне по-настоящему было интересно, я сам никогда не был  в Одессе, очень мало в Украине вообще. Будет большой сюрприз Сереге, он считает себя до некоторой степени одесситом – родился там. Короче, мы шли четыре дня вместе, это было незабываемо и прекрасно, дякую вам, Руслан и Вадим.

Руслану было особенно интересно, как молодому парню, думаю, он открыл для себя Казахстан, с морских просторов перенесся в горные. Без преувеличения, для него весь наш поход стал большим откровением, впрочем, как и для более опытного Вадима.

Каждый вечер в оранжевых лучах заходящего солнца раздавалось негромкое Day after day, Alone on a hill... На второй вечер уже было вполне приличное двухголосие, ну, а на третий мы уже уверенно тянули втроем – Alone on a hill...

бузульник крупнолистный

фиалка двухцветковая

синюха голубая

горечавка Крылова

…Спустились мы вместе, уже полностью понимая юмор, и вовсю прикалываясь попеременно друг над другом.

Он день за днем на склоне холма
Сидит и смотрит вокруг с улыбкой глупой весьма.
Но дурак на холме видит мир пред собой
И закатное солнце в дали голубой.
Там высоко, среди облаков …

категория записки Моренщика | добавил Александр (11.09.2017)