выберите нужную тему:

Главная » фотозаметки » в горах » походы

2018 год, май, Чарын-Темирлик

Горы наоборот

Где то в  середине мая мы отправились на каньонную реку Темирлик. Не были там лет 5-6, много темирликской воды с тех пор утекло. Темирлик – младший брат Чарына, и если Чарын всем известен и популярен, то Темирлик всегда в тени старшего.

Дорога сейчас  туда отличная, до Чилика сто километров автобана, который идет в Китай, до самого Хоргоса. После Чилика сто километров не автобан, но дорога вполне приличная, так что до Чарына доехать за два часа очень даже возможно.
Просторы начинаются сразу, как только повернешь с капчагайской трассы на Чилик -  на восток.

И несешься навстречу солнцу – справа голубая стена гор, слева степь. И до Чилика по дороге встретятся штук двадцать речек, текущих с Алатау. Как то раньше я не замечал, что их так много, а сейчас над каждым ручейком табличка с названием, вот они и выявились. Но вот на запад, в сторону Бишкека, такого количества ручьев, вроде бы нет.

Несемся навстречу солнцу, справа стена гор,  в середине этой стены самая высокая точка – пик Талгар, как никак 5000 метров над уровнем моря. Но мы то сами живем на 900 метров. В стороны от  пика Талгар горы постепенно снижаются, переходят в безлесные холмы. Вся наша стена, весь Алатау в длину километров двести. Вот такие наши горы.

На восток от Талгара они становятся все более равномернее, аккуратнее. Мы этот участок так и назвали – Аккурат-тау. За Аккурат-тау горы стали еще ровнее – Ровно-тау. Раньше дорога проходила чрез Чилик и, помнится мы проезжали там невероятную дубовую рощу. Огромные дубы в огромном количестве. Надеюсь, она и сейчас сохранилась, в следующий раз специально проедем.

А сейчас трасса проходит мимо Чилика, потом минует широкое русло реки Чилик и поворот на поселок растениеводов – Байсеит.  Лет 20 назад мне довелось быть в этом поселке, тогда он назывался Октябрьский, в гостях у местного жителя. И он показывал свой сад и огород. Такого я и до сих пор еще не видел – идеальный порядок, ровные ряды огорода, там было все – капуста, свекла, морковь, горох, помидоры, огурцы. Дыни, арбузы, всякие салаты, шпинаты, и еще масса экзотических растений, названия которых я не запоминаю. Потом хозяин угощал нас куырдаком, да вот это был куырдак, но это было давно.

А сейчас центральная улица Байсеита превратилась в рынок фруктов и овощей. Доложу я вам, что там можно купить все, причем самого лучшего качества, разве киви и манго там нет. Так что, жители по прежнему успешно занимаются садами и огородами.

После Байсеита въезжаем в красивое урочище Кокпек. За ним промелькивает поселок Кокпек. Переводится примерно, как «не успеешь глазом моргнуть» - это шутка. Но поселок Кокпек, действительно такой маленький, что и моргнуть не успеешь – десять лет назад там проживало 74 жителя, а сейчас, явно, гораздо меньше.

Все, что было до Кокпека, я называл простором условно, а вот после него начинается настоящий простор. Категорически просторный.  Пейзаж мне напоминает Техас или Колорадо (по многочисленным книгам), но не знаю, вызывает ли Техас такой же восторг и эйфорию, как наши просторы.

Сейчас строится капитальная дорога до самого каньона. Туристов много, каждый второй иностранец, требуется комфорт.  Да и оплата, что бы провал не проваливался.

Когда вы выйдете на месте из машины, советую сразу привязать веревкой детей – один конец к себе на пояс, другой – ребенку на пояс. Потому, как кругом обрывы, следить все время вы не сможете, это невозможно. Причем, я бы сделал эту меру обязательной,  с выдачей специальных поясов и ремней с карабинами, за отдельную плату, само собой. Причем, привязывать детей до 18 лет включительно. Нет, до двадцати. Включительно. И это не шутка.

Каньон Чарын – это горы наборот, горы вершинами вниз. Вместо подъема, спускаешься с равнины вниз. Каньон сухой, двигаясь по нему вниз, как раз и попадаешь к самой реке Чарын, которая течет в каменной пропасти. На дне каньона много разнообразных растений, среди них наш знаменитый саксаул.

Целый день мы провели в каньоне, к вечеру поехали на ночевку на Темирлик. По прямой до места  километров 5-6, по дороге, километров 50-60. Издалека виднелась башня сотовой и интернет связи -  Long-Term Evolution, которой раньше не было. Казахстан по развитию интернета 4-го поколения  опередил такие страны как Германия и Франция, не говоря уже про Россию или Белоруссию.

Через час мы уже были на месте нашей ночевки, на берегу Темирлика.  По всем признакам это было то самое место шестилетней давности. Но я никак не мог его узнать, вроде бы оно, и в то же время никак оно у меня не укладывалось в то самое.  И лишь по происшествии нескольких часов  все встало на место.

Деревьев в этих краях почти нет. Они растут по руслам рек и лощин. В основном это лох серебристый, акация, ива. На реках Чарын и Темирлик растет, в основном, реликтовый ясень.

На дровах этого реликтового ясеня мы сегодня вечером будем готовить плов.  Вот это был плов, доложу я вам.  Да на ясене. Для плова нужно брать очень много моркови, очень много лука, чуть меньше мяса и еще меньше риса, вот тогда будет все как надо. Масла должно быть так, чтобы оно немного сочилось. Не текло, но на тарелке каждой порции, снизу риса масло должно присутствовать.

Ночью сидели у костра, я пытался фотографировать звезды. Они там почти как в горах, четко различим млечный путь. Серега все время играл на глюкофоне. Собственно, на глюкофоне как играют – барабань как попало, вот тебе и игра. Звук у него волшебный, получается некая фантастическая гармония, что то космическое, далеко разносится по долине Темирлика.

Утром, часа в четыре, мы с Серегой отправились к месту слияния обоих рек.  Погода была с облаками, свет не фотографический, что слегка меня огорчало, не было рельефа. Туда проезжают на машинах, но это дорога для психов, для любителей экстрима.

Камней мы насмотрелись там до отвала. Зависли над обрывами и разглядывали. Когда вернулись в лагерь, молодежь там не застали. Серега принялся ловить темирликскую форель. Он устроился на бревне над речкой, и ловил золотых рыбок на банан. Клев был отменный, поймалось 4 крупных и десяток помельче.

Я тем временем готовил мясо по-казахски. Тут главное - нужно правильно приготовить лук. Порезать кольцами и бланшировать таким образом, чтобы он был чуть-чуть с сыринкой. Вскоре пришли ребята, мы пообедали и поехали по нашему утреннему маршруту. Там мы пробыли до вечера, и лишь затем поехали домой. Надо сказать, что мы возвращались засветло, что необычно.

категория походы | добавил Александр (16.10.2018)