выберите нужную тему:

дневник [13]
статьи [18]
творчество [15]

Форма входа

Логин:
Пароль:

Четверг, 02.05.2024, 04:36
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Легенда

фотозаметки

Главная » фотозаметки » на равнине » статьи

По ощущениям и отношениям

 

 

 

 

Когда говорят, что "раньше лучше было", люди в основном, ориентируются на свои тогдашние ощущения, на свои чувства.  Я очень сентиментальный человек по своей природе, и хорошо помню свои ощущения и чувства. И они у меня были, и остались распрекрасные.  Но проецировать свои чувства и ощущения на ту систему...


опять Шукшин

А мы все жили в полном и всепоглощающем вранье. Мораль была не просто двойной, ее как таковой не было никакой. Мы знали, что есть правда парадная, витринная, газетная и есть правда домашняя, уличная. 

Не только материальная сторона была ужасна в совке, а в первую очередь именно моральная. Отношения между людьми в те времена были ниже плинтуса, отношения начальника и подчиненных, отношения между коллегами по работе, отношения между родителями и детьми, между мужьями и женами. Отношения между продавцами и покупателями, водителями и пассажирами. Между так называемыми простыми, хуже нет, людьми.

У  Шукшина есть рассказ "Срезал" и я его уже не раз упоминал. Потому, что это знаковый, показательный рассказ. Персонаж рассказа - подлец и негодяй Глеб имеет целью срезать, то есть унизить и оскорбить своего оппонента, причем этот Глеб является гостем этого человека. Шукшин всё очень верно подметил и изложил в своих произведениях, все главные характеристики и параметры советского человека -  подлость, хамство, вранье и предательство. 

Я много раз убеждался в том, что никогда не нужно стремиться убедить того, кто собирается тебя срезать. Если у негодяя и подлеца, более или менее подвешен язык, он читает газеты, журналы Наука и жизнь и Вокруг света, он легко расправится хоть с целой толпой нобелевских лауреатов. Сейчас тоже самое, только вместо газетно-журнального образования, и у них роликовое видео образование.

Нормальные приезжие горожане (продолжаю про рассказ), играют по правилам, они порядочные люди, они руководствуются логикой. А Глеб шулер и трамвайный хам. Он идёт в гости с целью срезать, а его принимают с радушием и уважением, у них совершенно разные понятия. 

Я читал много рецензий и дискуссий на тему этого рассказа, он разобран по косточкам. Но нигде я не встречал того, что поразило меня  больше всего. Поразил меня так называемый советский народ,  общество, которое свитой шло за  Глебом. Шли, чтобы посмотреть на представление, на шоу, с удовольствием посмотреть на подлость и хамство, все они шли в гости к радушному хозяину. Не один человек, а толпа.

А их принимали и угощали от всего сердца. И это был не единичный случай, это была традиция, это была обыденность. Шукшин очень хорошо знал про подлость и низкое качество своих земляков, так как постоянно сам на себе испытывал это по отношению к себе, в семидесятых годах.  


Он не вор, он своровал и ворованное унес, он несун. (советская мудрость)

В 70-е годы воровали все, разница между ними была лишь в количестве и качестве украденного. 

Один приносил с работы скрепки, бумагу и канцелярский клей, другой гвозди, шурупы, проволоку. Третий - цемент, кирпичи, доски, четвёртый - бензин, солярку и спидометр, чтобы подставить его под струю воды. Пятый, обвязанный как революционный матрос, сосисками и колбасой, проходил мимо своего портрета на доске почёта, старательно делая независимый вид. А шестой, вообще своровал детство, молодость и жизнь целого человека. Выражение "миллионов людей" не проходит, не трогает, настолько затерто.

Воровали при малейшей возможности не только у всеобщего народного государства, но и друг у друга. В Ленинграде, в 88 году, в расцвет перестройки, я пошел в музей коммунальной квартиры  Мне было это интересно, так как у нас коммуналок не было, во всяком случае массово, я лично не знаю ни одного человека-коммунальщика.

У общеквартирного туалета, у ванной и у кухни, висели выключатели, скажем по 5 штук, по количеству семей жильцов коммунальной квартиры. Каждый выключатель работал через индивидуальный электросчетчик, их тоже было пять. Жилец, входя в кухню, туалет или ванную, обязан был включать свой выключатель. Жильцы чутко прислушивались, ждали в засаде, когда кто-то первым войдет в кухню, и тогда туда дружною толпой набегали уже все остальные совкопитеки.

Ночью, идущий в туалет, норовил крутнуть чужой выключатель. Другие бдительно следили, ставили ловушки и т. д. Минута ночного туалета, по моим примерным подсчетам, стоила 0,002 (дветысячных) копейки. Копейки, не рубля. Чтобы нагорела копейка, нужно было 2000 раз сходить в туалет, 1 копейка в год. Однако, советский человек, при случае, включал соседский выключатель, и выигрывал кровную миллионную долю копейки.

Устройство такой системы в коммуналках, в тысячи раз превышало копеечные споры жильцов, но ничего не поделаешь. Иначе скандалов не избежать. Все равно дрались, спорили, вредили, сыпали друг другу соль и т. п.  

Любому советскому человеку не нужно объяснять назначение фотопленки, вставленной под стеклышко счётчика.  Электроэнергия была дешевле некуда, символическая цена барачного коммунизма, однако этот человек не мог не своровать, он хорошо знал и про родное государство. Копейка рубль бережет, приговаривал он.

Металлолом

Собирали, помнится, в школьные пионерские годы металлолом. Собирали как положено, соревнования, так называемые, устраивали между пионерскими отрядами (так почему то время от времени называли классы). 

Никаких отрядов, конечно, не было, классы как классы, это казарменная терминология. Каждый пионерский отряд носил имя какого-нибудь пионера героя, но никто из класса никогда не знал и не помнил чье. И не помнит тем более сейчас. За это я ручаюсь. Из всего нашего класса помнил этого героя только я, остальные путались или не знали. Такая у меня память - всегда выручала весь наш класс, когда возникал этот каверзный вопрос. Но сейчас не об этом .

Собирали мы, стало быть,  металлолом, большая гора этого металлолома высилась недалеко от школьного туалета. Собирали  где-то в 5, 6, 7 классах то есть в 1975-76 годах. Лежала это ржавая куча до самых 90 годов, до тех самых пор, когда железо действительно было востребовано предприимчивыми людьми. 

Ржавая куча лет 15 наглядно показывала полезность и нужность нашего пионерского труда . Такая же участь, видимо, постигла и собираемую нами пионерскую макулатуру. И, честно сказать, никакой обиды от этой наглядности, как тогда не было, так нет и сейчас. И тогда тоже было стойкое ощущение фальши.

 

Туалеты

А туалет, ребята,  в 70-х  годах прошлого века, был на приличном расстоянии от школы, модель советская, типа сортир. Нормальные туалеты внутри школы, конечно были, но мы ими никогда не пользовались. Они были надежно заперты, но учителя все же ходили в какой то свой внутришкольный туалет. За всю школьную свою жизнь, я не разу не был в школьном туалете, не знаю даже, что там внутри, не довелось. 

Пацановский туалет был за углом школы на стене спортзала, там на силикатных кирпичах было огромное темное солевое пятно . В 61 году, как известно первый человек с земли, в завинченной бочке был заброшен в космос. Это был именно советский человек, облетел нашу планету. Через 10- 20 лет после этого, советские дети не имели возможности пользоваться обычным туалетом, им приходилось пользоваться дыркой в полу, а ведь туда и провалиться можно.

Недалеко от школы велись огромные земляные работы, на склоне строилось школьное стрельбище. Да, да, в обычной советской школе строилось обычное  военное стрельбище. Интересно, что думали насчет всего этого наши родители, никогда не слышал никаких разговоров на эту тему.

Видимо, родителей самых счастливых, живущих в самой счастливой и справедливый стране, не интересовало, как ходят в туалет их собственные маленькие дети. Стрельбище, другое дело, вещь нужная. Нам, малолетним детям, с 2-х летнего возраста уже говорили - вы будущие солдаты. Вот, прям, солдаты и все тут. В обычной, не военной школе, находилось боевое оружие, и его изучали как мальчики, так и девочки. Все солдаты.

Меж тем, туалет - главное в нашей жизни - утро начинается с похода в туалет, и день заканчивается походом туда же. И ночью иногда приходиться встречаться с ним. От того, каким будет этот туалет, насколько он будет чистый, комфортный и приятный, зависит и вся жизнь.

Туалет, это, как говорится, индикатор благосостояния людей. Престиж и величие страны именно в наличии и качестве туалетов. Туалет - ум, честь и совесть нашей эпохи. Вот чем можно было бы гордиться.

Перед школой, на улице, в холодный слякотный осенний период, стояло строительное корыто, в котором рабочие обычно мешают раствор. В этом корыте пионеры и школьники, моют красными руками в ледяной воде свои грязные ботинки, ибо далеко не все могут, а некоторые и хотят, дойти до школы по асфальту. Только потом ученики имеют право зайти в школу. 

Сходила девочка в советский пионерский туалет в 10 градусный мороз, помыла ботинки в строительном корыте несколько дней, и вот уже мамой ей никогда не быть. Сурово ли это, товарищи? Думаю, нет. У нее были родители, бабушка, может и дедушка-ветеран, пионервожатая, учитель, директор. Врачи, парторги, коллектив, профсоюзы и ленинский университет миллионов. Пусть хоть кто-то меня  уличит в том, что я на хотя бы на миллиметр сказал не правду.

 

Дороги и тротуары

В СССР было очень мало автомобилей в личном пользовании. В середине 70-х, в  нашем научном городке, населением тысячи в две, было всего три личных автомобиля.  Совок был страной пешеходов и общественного транспорта. А в соединенных штатах, в 70 годах, почти у каждой семьи был личный автомобиль, и очень мало общественного транспорта.

При этом, в наших поселках и даже небольших городах, напрочь отсутствуют тротуары. И поселок, рядом с нашим городком,  яркий тому пример. Посмотрите на любой дачный поселок, посмотрите сейчас, со спутника. В миллионных городах частные кварталы сплошь без тротуаров. Идешь, и головой в столб.

В нашем поселке, в 70-х годах, асфальтированы были три гордо названные улицы - Ленина, Советская и Гагарина. Но, все равно без тротуаров. Вспомните, как обстояли дела в вашем поселке, с одноименными улицами.

По ним идут дети в школу, в пионерских галстуках, шарахаясь от грузовиков, тракторов с прицепами, месят грязь и обходят лужи, так называемых грунтовых дорог. Доходят до школы забрызганные по самые галстуки. Я спрашиваю, где тротуары, где родители, депутаты, коммунисты всякие. Где они были все, чем занимались?

В стране пешеходов экономят землю и асфальт для тротуаров. А в стране автомобилей, США, в каждом маленьком хоть на 2 -3 дома поселке, есть и в проекте и в реальности тротуар, и как правило с двух сторон, но с одной всегда. И вот, хоть разбейся, а тротуар есть. Они пустые, школьники ездят в специальных автобусах, но тротуары есть, вдруг кто с коляской пройдет или на велике проедет.

И съезды с тротуаров есть, а не бордюры, как было у нас. Отчего у нас было такое презрение к пешеходному большинству, к мамам с колясками, непонятно.  И все толпой дружно стояли перед переходом, пропуская редкого водителя, при повороте. Уважали, в машине едет, не то, что сейчас. Хотя правила движения были те же, что и сейчас. Как вам такой парадокс, ребята, есть какое-то мнение на этот счет. 
 

категория статьи | добавил Александр (15.03.2021)
просмотров 96