выберите нужную тему:

дневник [13]
статьи [18]
творчество [15]

Форма входа

Логин:
Пароль:

Четверг, 02.05.2024, 17:05
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Легенда

фотозаметки

Главная » фотозаметки » на равнине » статьи

Гитарный нюанс

 

 

 

 

 

 

В  предыдущей статье «Белый шум» я попытался понятно объяснить про ноты. Все мои знакомые, кто это читал, как один говорят, что не поняли вообще ничего. Единственная удача – это название, которое, кстати, не имеет ни смысла, ни привязки к статье. Просто красивое словосочетание – белый шум.  Ну вот и хорошо.
 

Что интересного в гитаре. Наблюдательный человек наверняка заметит, что нижний порожек на некоторых гитарах, иногда, стоит не перпендикулярно струнам. Странно, почему так. На классических гитарах порожек стоит перпендикулярно струнам, на акустических американских дредноутах он стоит чуть наискосок, бывают порожки довольно витиеватой, погрызаной формы.

Получается, что длины струн разные,  на электрогитарах у порожков даже есть специальное устройство, меняющее в небольших пределах,  длину каждой струны.  Ясно, что это делается для улучшения  настроенности звука. Но что же это такое, с точки зрения физики. Почему косой порожек улучшает настройку. Все дело в том, что струны имеют определенную жесткость.

И жесткая, твердая струна, практически (не теоретически) не колеблется вблизи порожков. Поэтому, чтобы сравнять ее практически колеблющуюся  длину с более мягкой струной (колеблющейся вблизи порожков), ей (жесткой) нужно добавить длину.

Примерно, жесткость струн возрастает от самой тонкой струны к самой толстой. Соответственно, самая толстая струна должна быть самая длинная. Поэтому порожек стоит наискосок. На классической гитаре струны более мягкие, незвучащий  участок мал, и компенсацией длины такого малого отрезка, пренебрегают. Кроме того жесткость нейлоновых классических струн идет в разброс, например, самая жесткая струна - третья, и порожек уже не поставишь просто наискосок.  Порожек будет замысловатой формы, или два, три разных порожка, короче, проще отказаться от таких мудреных порожков.

Как становится ясно, что все эти «наискоски» подходят только под определенный сорт струн. Вариант с переменной длиной каждой струны, как на электрогитарах, самый лучший, и в идеале его нужно ставить на все гитары – и классические, и акустические. Этот механизм учитывает сразу и разные типы, и разные жесткости струн, что не учитывают все сложные, и все скошенные порожки, но стационарные порожки. Но сложность установки  и вся сама эта механики ухудшит звук классической и акустической гитар, изменит и усложнит конструкцию, овчинка выделки не стоит.

К тому же «классики» ревностно следят за малейшими отклонениями в конструкциях своих инструментов, очень консервативны и любое изменение воспринимается ими в штыки. Но предположим, что мы все-таки установили переменный порожек на все гитары. Идеал ли это. Нет. Допустим, мы настроили звучание открытых струн, регулируя переменный порожек для каждой струны. Проверим их звучание, скажем, на седьмом ладу. Опять фальшивят – изменилась длина струн, соответственно изменилась жесткость ставших короче струн, нужно снова что то корректировать. Настроил на седьмом, - теперь опять фальшивят длинные открытые.

Guitar Foundation of America - Американская гитарная ассоциация в своем журнале опубликовала оптимальные коррекции порожков – но только для определенных длин и типов струн. Логика тут говорит – лады не должны быть прямыми, одинаковыми для всех струн. У каждой струны должны быть свои независимые лады. И гитары с такими кривыми ладами существуют – есть фирмы, которые их изготавливают и гарантируют настройку, близкую к  идеальной. Но, опять же, только с определенным типом струн, и даже эти же самые струны могут изменить свою жесткость с течением времени.

Близкий, к идеальному, вариант – независимая регулировка каждого лада для каждой струны и обоих порожков. Вот это механизм, я понимаю. Не думаю, однако, что такой инструмент, если он существует,  получит большое распространение. Проще будет сделать инструмент с электронной коррекцией -  на нужном ладу - нужная частота, со всеми своими производными.

Есть гитары с прямыми, но непараллельными ладами и порожками, расходящиеся радиально, лучами. Есть гитары с не плоским грифом, а с ямками между ладов. Тут все дело только во внешнем виде и индивидуальном удобстве для исполнения. Это очень интересно и оригинально, но к настройке и звучанию не имеет отношения. 

Интересно, что самый плохонастраиваемый, самый нестабильный инструмент, это как раз гитара и ей подобные. Но самый фальшивый музыкальный инструмент это все-таки рояль или пианино. Гитара быстро расстраивается, но так же быстро и удобно настраивается. А уж пианино если расстроится, то это надолго, если не навсегда. Тут без газового разводного ключа и дядьки с треснутыми очками, не обойтись.

Вообще, если посмотреть шире, то все эти настройки, конструкции и даже музыкальные инструменты, к музыке имеют ограниченное отношение. Давно массово выбрасываются пианино – а зря -  если попадется выброшенное, обязательно нужно взять дерево, из которого оно сделано. Очень хорошая вещь для поделок.

Когда то без музыкальных инструментов вообще не было музыки, но теперь музыка вполне может и создаваться, и исполняться без них. В классическом понимании, музыкальных инструментов. Музыка все больше (не уверен, что вся) создается на клавиатуре, причем также и компьютерной. И исполняется она тоже на компьютере или компьютером. Исполнение и игра на музыкальных инструментах похоже сейчас на какой-то трюк, цирковой номер – вот смотри, какие фокусы можно показывать.

Это как в детстве, ставили меня на стул и заставляли читать стишок, позже сажали на табуретку, и заставляли играть на баяне - во саду ли, в огороде. Согласитесь, интерес к этому весьма специфический, внешний, никто не наслаждался стихами или музыкой - ни во саду, ни в огороде.  Не могу представить, что кто-то будет слушать, мою игру на гитаре ради удовольствия – эту музыку можно послушать в гораздо более высоком  качестве. Посмотреть знакомым – другое дело.

Представьте, самого изысканного и требовательного любителя музыки, который согласен минимум на London Symphony Orchestra – Лондонский симфонический оркестр, причем, только вживую, вроде как остальное баловство. Слушает он его и наслаждается. И тут выясняется – Это играет компьютер, все компьютерное. И это уже реальность сегодняшнего дня. 
 

категория статьи | добавил Александр (26.05.2020)
просмотров 199