выберите нужную тему:

дневник [13]
статьи [18]
творчество [15]

Форма входа

Логин:
Пароль:

Четверг, 02.05.2024, 16:25
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Легенда

фотозаметки

Главная » фотозаметки » на равнине » статьи

Банaльнocть добра

авайте начнем с… унитаза. В 1986 году я жил у тещи, как тогда говорили, в частном доме. Помню, хотел сделать туалет в доме и рыскал по всему городу в поисках унитаза. И не мог найти. Их нет, представляете. Такой предмет не продается вообще. Они как то там распределяются по стройкам, и раковины тоже.

Как вам картина – космические корабли бороздят Большой театр, до коммунизма осталось чуть-чуть, уже вот-вот покажется его лучезарный край. А комсомолец Саша тщетно носится в поисках заветного унитаза. На фоне флагов и ракет, миллионы советских людей в едином порыве примерзают своими партийными и беспартийными задами в туалетах типа «сортир». Эпическое полотно.

В 1959 году, в Москве состоялась американская выставка, приезжал и вице-президент Никсон. Они с Хpущевым вместе открывали выставку, и там же, на выставке состоялись мини-дебаты. Даже по фото видно, с каким недоумением и растерянностью смотрят Хpущев и молодой Бpежнев на экспонаты американского быта. Кроме многочисленной бытовой техники, был представлен дом американца в разрезе.

Кухня, примерно, как сейчас – посудомоечная машина, кофеварки, стиральная машина, все встроено. Пылесосы, холодильники и прочее. На выставке длинный ряд телевизоров и магнитофонов. Простая выставка наносит по москвичам пепсикольный удар, они в шоке и капитулируют. 

А помните ошалелое лицо Гоpбачева, в 1987 году, когда ему дали чудо-кирпич – телефон мобильной связи Нокиа. И он звонил из Хельсинки в Москву. Мир меняется вокруг, где-то что-то происходит, а эти валенки до сих  пор пыжатся, изображая из себя великих. Ведь и правда  - дурак не тот, кто просто оказался в заднице, а тот, кто там обустроился. 

 

                                                                 

 

 

Банальноcть добра

Постепенно это выражение начинает проявляться то тут, то там. То мелькнет в статье, то слетит со слов журналиста. И хотя популярным мемом пока еще не стало (а может и не станет), но все же уже представляет собой некую философскую категорию, некое понятие. Так вот.

Несколько десятилетий в западном мире, который по факту включает  в себя и Австралию, и Японию, и Корею нормой стало порядочное поведение. Простой, рутинной обыденностью. Например – не бросать мусор к соседу во двор, не мешать спокойному сну окружающим, здороваться  с незнакомыми, поднимаясь в лифте. Мыться перед выходом на улицу, не ломать и не поджигать чужое имущество. 

И много-много больших и маленьких обычных дел, которые уже и не считаются особо добрыми – то есть проходят незамеченными, проходными – одним словом банальными. Никому и в голову не придет потребовать «вознаграждение» за найденный телефон.

За забытым гаджетом в кафе можно смело вернуться и взять – лежит себе и дожидается. А если хозяин, молча достанет его из-под стойки и протянет, то  ни в глазах, ни в мыслях его нет ни гордости за свое благородство, ни самодовольства собой. Вот, мол, какой я хороший, честный, вернул. 

Все это происходит на автомате – а по-другому как, разве может быть? Я что, украсть его могу, что ли? Велосипед оставляется на станции – просто ставится к стене и забирается через сутки с того же места. Никаких особых эмоций, все спокойно. Никаких чудес, никаких благородных упоений. Поведение въелось, вшилось в память десятилетиями.

Это перекликается у меня с  левой и правой руками, которые не знают друг о друге. А еще со знаменитым правилом Конфуция  не делать другим то, что не хочешь себе. Которое было четко сформулировано за четыре  века до нашей эры.

Будь просто человеком с самой, что ни на есть маленькой буквы, без всякого пафоса, просто роботом, ретранслятором. Свинская скотина, разве что не хрюкает, довольна собой, возвращает найденный бумажник. Ну просто ты оказался на пути с этим бумажником, переадресуй хозяину. Все. Мимо сознания. По западному, по обыденному, машинально. Помните Шуру Балаганова, который, будучи набитый деньгами, полез в чужой карман в трамвае – я машинально…

Недавно мы с ребятами собирались домой после выступления. Все уже разошлись, и техники и рабочие сцены. Все разъехались. Мы устало сматывали провода, разбирали оборудование. Как всегда, важно ничего не забыть, все ценное. Мы были последние.

И тут я вижу чужие фирменные плоскогубцы, добрый моток качественной изоленты, скотч, отвертку. Забыл кто то, не наши. И у меня был импульс - взять себе – вещи-то нужные, никогда за ними в другой город никто не придет. Не помню, дернулась ли рука, но импульс точно был.

Я отодвинул вещи в сторону и забыл про них, мы продолжали собираться. И тут смотрю, наш солист возится с кучей проводов, и под руку ему попадаются эти чужие вещи. Он автоматически отшвыривает их в сторону и продолжает сортировать и укладывает свои провода. Они ему просто мешали, просто помеха. Он не взял, не рассмотрел, какая фирма, типа. Не наше – в сторону. Мимо сознания, понимаете. Все же проявилась совершенно новая среда, нечто не свойственное нашей.

И эта банальность порадовала. Я просто представил своих знакомых и друзей-ровесников и не поручился бы за них. Ведь хорошие инструменты пропадут, то есть возьмут  другие люди, так почему не мы. А тут вот так  - не мое – остальное не имеет значения, не интересует.

Сотни лет воровства не проходят даром. В совковое время мы были ворами почти все. Пусть кинет  в меня камень тот, кто не был вором. Кто не стащил со своего предприятия хоть что-то. Кто скрепки, бумагу и карандаши. Кто цемент, гвозди и кирпич. Кто колбасу или мясо. Кто шпалы и рельсы, кто трубы. Хоть три шурупа и две гайки. Короче, по профилю и возможностям соответствующих воров. 

Помню, любил смотреть журнал Крокодил, в каждом номере которого были карикатуры на «несунов» - так любовно и ласково называли воров. Что бы ворам было не так обидно. Нам было не так обидно. Чтобы воры могли гордиться, что они честные. Что бы чувства вoров не были оскорблены. Чувства на первом месте, а как же, а сами воры непрерывно твердили о честности.

Это – наша норма. Взятoчник в Германии – исключение. В нашей среде норма. Чинoвник вор – исключение. Чинoвник вор – норма. Лет двадцать назад, на барахолке мне попались ребята, предлагавшие кожаную куртку – бери, братан, хорошая, украли, поэтому дешевая. Чтобы я  не сомневался, мол, качественный товар. Вот это - норма.

До совка было то же самое, кто думает иначе  - читайте Салтыкова-Шедрина. Или Грибоедова, ну и далее по списку. В нашей цивилизации, уж скорее уместней говорить о банальности зла.

Пару-тройку лет назад я был на мероприятии у дальних родственников. В перерывах, курящие курили, некурящие просто стояли рядом. Все (!) курящие бросали окурки на землю, под ноги, в кусты и т. д. И те, кому далеко за пятьдесят, и те, кому едва за двадцать. Многие сплевывали. И это в наши дни, это не бомжи, и не вокзальная шпана.

А вот брат, который прожил тридцать лет в Германии, ужом крутился у меня во дворе, не зная, куда выкинуть окурок. Жизнь в цивилизации не прошла даром, уж я-то знаю, как ловко бы он запулил бычок в огород, в старые добрые времена.
 

Мы – рабы. Рабы немы.

Слова «рабская психология» так замылились, стали таким гнусным штампом, что совершенно не воспринимаются. Вы знаете, когда было отменено крепостное право? Подзабыли, наверное. В 74-м году. Прошлого века.  В 1974 году постановлением Совета министров ССCР колхозникам было разрешено не испрашивать председателя  Хрюпкина Ивана Матвеича, и свободно  поехать на пмж в соседнюю область или куда подальше.

В конце 80-х  уже можно было поехать в турпоездку в  Болгарию, взяв  характеристики у комсомола, профкома и рекомендацию непосредственного начальника. И кто мы после этого?

Но рабство на этом не заканчивается. После института была принудительная ссылка -  так называемое распределение. Невзирая на ваши планы и чаяния, вы обязаны были ехать в Сивокобыльск приближать неизбежность победы будущего. На целых три года. С какой такой стати? Ну почему?

Но у дурака-государства даже и тут нет логики и смысла. Чем лучше учился студент, тем больше шансов у него было распределиться поближе. А вот самые двоечники отправлялись в захолустье.  Ну, где смысл, раз поднимать народное хозяйство, так поднимать лучшим. А то оно ведь и не поднимется.

Еще больших рабских  розг  требует  так называемая служба. Тебя, молодого и полного желаний и мечт, ни с того ни с сего, хватают за патлы, стригут, одевают в робу и помещают в места лишения свободы. Все это против твоей воли, ты и думать не желаешь ни про какую службу. Не совершил ничего противоправного. У тебя нет документов, ты  просто лысый идиот, с которым другие начальники-идиоты могут делать все, что хотят.    

Я где-то читал, что в концлагеpях, особо изощренным издевательством был бесполезный труд.  Например, люди перетаскивали с одного места на другое камни.  Потом обратно. Кроме тяжелого физического труда,  человеку разумному невыносимо  осознавать  бессмысленность  процесса. Это убивает в нем все разумное, превращает в скота.

Так вот, ррразрешите доложить, большую часть времени, в так называемой аpмии, мы занимались именно этим.  Скребли стеклышками панели из вагонки, терли каблуками пол.  Представляете, как унизительно – 30 человек с высшим образованием с утра до вечера занимаются подобной херней. Да и для выпускников школ, это ли не позор. 

Что бы освоить специальность, и стать сержантом, нужно было максимум месяц – больше там делать было нечего. Открою вoенную тайну – техника была образца 1938 года. Был там у нас один парень, который не мог постичь «науку». Просто фантастически был туп. И вот в наше время, я узнаю в интернете, что он остался на сверхсрочную и стал профессиональным военным. Добро пожаловать в аpмию. 

Ну, ладно, было и прошло. Но гордиться такой «службой» всю жизнь? 

Слышу, откуда-то доносится – зато…  Нет, показалось. Ну, во-первых, само слово «зато», по смыслу, всегда означает признание. Признание в главном, в основном. Так устроен язык.  Когда вы говорите «зато», вы уже признали свое поражение, просто по факту употребления этого слова. А после «зато» следует такой утешительный приз, некий бонус.

А вот, в нашем случае и этого утешительного приза после «зато» тоже не существует. После «зато» идет многоточие –  там пусто, такое эфемерное что-то. Сторонникам того, что есть что то после «зато» - советую посмотреть статистику домашнего насилия, разводов, брошенных детей, малюток, выброшенных на помойки. А регулярные издевaтельства и изнaсилoвания в детcких домах. Продолжать? Не буду перечислять всю мерзость на ниве духовности. Там ее столько, что хватит на всех.

 

Их нравы

Посмотрим, что творится по этой части в другом мире. Произошла интересная вещь. Миллиардеры резко помолодели. Это уже не те классические «толстосумы» в цилиндрах, пьющие кровь трудового народа. Билл Гeйтс, Марк Цукeрберг, Ларри Пeйдж. А когда душа бурлит, когда все цветет, как не в молодости? Когда хочется сделать мир лучше и ничего не пожалеть для этого.

Благотворительность цветет в Амeрике пышным цветом. Среди миллиардеров даже есть движение – «клятва даpения» - отдать половину своего состояния на благотворительность. Пятьдесят миллиардеров согласны это сделать и делают. 
Многие действуют сами по себе – на то они и миллиардеры. Стало модно иметь фонд своего имени.

Кто-то тщеславен, кто-то просто так хочет, кто-то освобождается от "опеки" алчного государства - причина не важна, главное, миллиарды долларов делают свое доброе дело. Различных фондов и структур тысячи. Тысячи самоорганизующихся структур самых разных форм действуют мимо государства, оно только смотрит и регулирует споры, если требуется.

Богачи отдают  сотни миллиардов, куда катится этот мир. Недавно Марк Цукерберг отдал все свои акции Фейсбука, на радостях – у них с красоткой Чан, родилась дочь. Вот они, души прекрасные порывы. 

Представьте себе, что такая благотворительность идет с конца 19-го века. Но сейчас благотворительных фондов десятки тысяч, и их новые филантропы содержат по-новому. Они не просто «выделяют деньги для освоения» - они сами руководят своими фондами – так же жестко, как и бизнесом. Акулы капитализма, все-таки. Или нанимают своих людей, как Билл и Мeлинда Гeйтс. Программы деятельности по пунктам публикуются в интернете – что, сколько, где. Смотрите, кто хочет.

Приведу небольшой типичный пример.   Цитата - Эндрю Розаидж, главный менеджер компьютерной фирмы "Диджитал Клаб Нетворк" обнаружил, что общественные школы в небогатой нижней части Манхеттена, не имеют компьютеров. Розаидж сходил в несколько школ, поговорил с директорами и понял, что если им дать просто деньги, то начнется басня "А воз и ныне там".

Поэтому он заказал компьютеры на свои деньги, а потом бросил клич в интернете: нужны добровольцы инженеры и техники, чтобы установить и наладить компьютеры в школах. В первую же неделю откликнулось 150 человек. Так образовался филантропический фонд "Мышь", членами которого сейчас, два года спустя, стали полторы тысячи человек. Они уже подключили к интернету 38 нью-йоркских школ.

А теперь, когда вы попривыкли к миллиардерам,  и их астрономическим суммам, главное.  Их вклад в благотворительность – примерно 2 % от всей суммы. Остальное – вклад обычных людей. Почта американца в любой день состоит из кучи конвертов - реклама и просьбы на пожертвования.  Большая часть идет сразу в макулатуру.

Но один-два всегда находят отклик. Зачастую, муж и жена, втайне друг от друга, что-то жертвуют – он на футбольную команду, она на защиту пингвинов. Американцы все считают, и 73% их, оказывается, вовсе не все конверты выбрасывают. 

В 1999 году общая сумма общественной кассы составляла 199 млрд. доллаpов. Отдыхайте, бюджеты целых стран. В наше время это уже триллионы, а прогноз (который обычно перекрывается в большую сторону) – 41 триллион доллаpов в 2050 году. И эти невероятные гигантские суммы – всего лишь общественные, негосударственные деньги. Это само общество.

Еще более интересно, что 60 % людей, помимо своей основной работы, работают где-то бесплатно – волонтерствуют, занимаются какими-то интересными проектами. Занимают, так сказать «активную жизненную позицию». Государство им не нужно.

С приходом новых технологий филантропия понеслась, будто черти за ней гонятся.  Значительная  часть покупок совершается через интернет. И вот как это происходит. Стоят две цены – одна поменьше,  другая побольше. Та, что повыше – с благотворительностью. Ткнул ее – пошли несколько долларов на нужды кого-то. Другой вариант – ткнул цифру Х – выбрал из списка, сколько хочешь жертвовать – ткнул. Все, пожертвовал.  Или так – ткнул цифру – ткнул куда идут деньги – пожертвовал. 

В общем, тупо, рутинно, банально. Можешь и не задумываться, автоматом жми большую цифру и все - где-то кого-то вылечили, где-то играет оркестр,  где-то красит забор Том Сойер. А хочешь узнать, что и куда – ткни еще два раза тут же – и узнаешь, куда и на что тратятся твои денежки. Скучище.

 

категория статьи | добавил Александр (14.01.2016)
просмотров 309