выберите нужную тему:

дневник [10]
статьи [13]
творчество [10]

Форма входа

Логин:
Пароль:

Среда, 20.06.2018, 22:26
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Легенда

фотозаметки

Главная » фотозаметки » на равнине » статьи

Мгновения, остановленные и оставшиеся

Просто некоторые мысли о фотографии

ет 20 назад, мы с коллегой рассуждали про фотографию. Он,  очень радикальный, и устремленный в будущее вообще считал  фотографию ненужной, бестолковой вещью. Фотография – это  прошлое, а надо жить будущим. Максимализм молодости. На что  – живу всем и настоящим, и прошлым, и будущим. Типичные  споры ни о чем. 

Фотография – это всегда прошлое. Не может быть ни будущим, ни даже настоящим. Как только щелкнул аппарат, запечатленный момент стал историей, прошлым. И уникальное расположение цветовых пятен никогда больше не повторится. Миг ушел в прошлое. Останавливать, выхватывать из течения времени эти миги, очень увлекательное занятие.

  1911 год, Каркаралинск, дом прадеда

  1963 год, Уштобе

   1973 год, КИЗ

Мне нравится смотреть, как потешны и нелепы были наши фигуры и позы 10, 20, 30 лет назад, когда мы изо всех сил старались выглядеть лучше, чем в оригинале. Фото, которым 50-100 лет, точно такие же. На снимках странные люди в мятой, береженой, парадной одежде из сундуков, доставаемой в исключительных случаях. Какие сапожки, какой пиджак! Экстерьер впечатляет на момент съемки, спустя некоторое время выглядит комично. 

Тоже и с нами. В 70-х, расчесав лохмы, разложив по плечам метровый воротник, в обнимку с магнитофоном «Романтик», гордо смотрим в объектив «для истории». Через 15 лет наши клеши 30 см и каблуки «фиг догонишь» смешны. Но в тот момент мы этого знать не можем. Опять пригладив остатки роскоши, подтянув появившийся «авторитет», приосаниваемся, выпятив «Романтик-2» (ноутбук, например), ждем, вдруг действительно вылетит птичка. Вновь не можем знать, что все устареет гораздо быстрей, и для довольства крайне мало времени.

Каким бы свободным, оригинальным, независимым человек не был, при взгляде на его фото, с точностью до 10-20 лет видно, из какой он эпохи (Сергей Калмыков, алма-атинский художник, не в счет). Кого выдадут бакенбарды или туфли на платформе, кого шиньон или чулки-сапоги, многих странная дубленка. Что остается, когда исчезает этот антураж? 

 

 

А в это время за нас говорит молодость, и все меркнет перед ее силой – все красивые по ее факту, все счастливые по ее определению. А спустя время, интересно видеть наши потуги тогда, стать еще красивее и еще счастливее. Одна знакомая, 30-ти лет, не хотела фотографироваться - не в порядке прическа, макияж и т. д. Кто-то сказал - ты снимайся, через 15 лет посмотришь, и скажешь, - какая я была красивая! А через 30 лет, даже всемогущий и всесильный Фотошоп (специальная программа для обработки изображений), не сделает вас красивей. Не говоря уж… И шикарный блеск компьютерных программ, суперкачество и сверхвозможности, мгновенно спасуют перед маленькой искоркой в глазах, на вашем же простом фото … двадцатилетней давности.

За это нравится фотография. А тактильные ощущения. Как запах стружки для плотника или рев двигателя для гонщика. Вкусный запах проявителя и такой же миг после фиксажа, а как там, что получилось? Звук затвора, красный фонарь, недосыпание… 

По Марку Твену, нет ничего более далекого от оригинала, чем фото на удостоверение личности. Сам на себя непохожий человек, напряженно ждет, когда закончится процесс. А недавно услышал другое мнение. Юрий Рост думает совсем наоборот. Так как раньше выдержки были большими, портретируемые замирали, принимали свой естественный вид, «устаивались». А вот сейчас, по его мнению, ввиду возможности поймать любой момент, напротив, много нехарактерных, несвойственных выражений, обликов, поз. Обилие «оригинальных» моментов.

Когда-то фотография была редким, исключительным делом. В 70-е годы стала любимым занятием многих. С приходом в 90-х цветных машин Кодак, это милое дело пропадает как "безобидное хобби, которое может иметь мужчина". Нет и никакого творчества, как говорили, в массах. Фото - широкий товар, бытовая услуга. А с появлением цифровых технологий, необременительных возможностей «творить», снова пошло в народ это увлечение. Ну, а теперь, у каждого в кармане, на шее или на поясе имеется «дверной глазок», всегда готовый к действию. Функции уже все информативно-мобильные, прикладные. «Художественная» фотография смешалась с дизайном. Посмотрим, что будет дальше.

А вот передать красоту, состояние природы, на мой взгляд, через фото невозможно. Так же и впечатление от других миров-городов. Все равно, что смотреть на фото парашютиста, и самому парить над облаками. Смотреть буклет, и самому видеть архитектуру Гауди. По-моему, фотографией можно только проиллюстрировать объект. Она поможет лишь составить некоторое представление о ландшафте - примерно лес, примерно пески, вот такие дома. Что-то дорисует наш мозг, если в подобной обстановке уже приходилось бывать. А если не приходилось воочию видеть то, что на фото – поразительно, насколько оно не воспринимается, насколько оно бессильно. Никогда не захватывало дух, глядя на отличные фото пейзажей. Может это доступно живописи, не берусь судить. 

Как большинству провинциалов (в отличие от столичных жителей), приходилось бывать в Третьяковке и Эрмитаже. Был удивлен, какими темными, мутными показались признанные творения мастеров. Не вызывает никаких чувств, кроме сознания, что это "то самое". Наверное, почувствовать дух, эффект присутствия, дыхание естества, вообще никак не возможно, разве что самому выбраться «на природу». Фотоаппарат прихватить…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

категория статьи | добавил legenda77 (05.02.2009)
просмотров 178