выберите нужную тему:

дневник [13]
статьи [18]
творчество [15]

Форма входа

Логин:
Пароль:

Среда, 01.05.2024, 08:43
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Легенда

фотозаметки

Главная » фотозаметки » на равнине » творчество

Гитарные тренажеры

Гитарные тренажеры.
 

рузья, эта заметка будет интересна, по моему разумению, двум категориям творческих, красивых, честных и умных людей. Первая, малочисленная и редкая – гитаристам и одновременно туристам-походчикам. 

Вторая, более распространенная – гитаристам, которые желают много заниматься, но при этом причинять минимум неудобств окружающим, ибо твоя свобода заканчивается там… ну вы знаете.

Месяц, а то и другой в году, я могу провести в походах. Возвращаясь, взяв гитару в руки, ловлю себя на чувстве, что этот предмет мне мало знаком. Пропущенный день для музыканта много значит, а десять или двадцать – просто недопустимо.

Это сподвигло меня на поиски некоего заменителя гитары – тренажера, который можно было бы взять в поход. Что бы был легкий, но небесполезный. Не бессмысленная, хотя и симпатичная, штуковина, коих придумать можно много.  Две звездные ночи я размышлял, лежа в палатке, крутился как «василиванычспетькой» из анекдота про вентиляторы, и в итоге родились два тренажера.

Любой парень или девушка, если в их доме есть домашняя мастерская (а у хороших, умных и честных людей она, я уверен, есть), может самостоятельно изготовить описанные ниже, тренажеры. Гитаристы могут все, поскольку умеют играть на гитаре, я в этом уверен.

Итак, первый тренажер, назовем его маленький.  Для правой руки, на нем отлично отрабатываются многочисленные арпеджио и любые тремоло.

Идея принадлежит не мне – в интернете я прочитал примерно следующее – «…возьмите кусок фанеры величиной с ладонь, натяните струны и готово, сделаете за какой-то час…» 

Фотографии не было, размер «с ладонь» звучит поэтично. У меня есть знакомый дяденька, так у него все измеряется так - на два пальца,  на три пальца, а мизинец у него, как мои два больших. Не за час, конечно, а часа за три, сделал я этот тренажер. 

Зарекомендовал он себя прекрасно, едешь в качестве пассажира – тренируешься, ждешь встречи – тренируешься, в общем, везде и всюду.  Ручки я к нему придумывал разные, и все они были неудобные, в конце концов, остановился на этой, и привык. К тому же она съемная.

Описывать его не буду, он прост, и все, что нужно для изготовления, видно на фото.


 

 

Второй тренажер – полноценный тренажер, по сути, это тихая классическая гитара, но компактная и легкая. В дальнейшем я так и называю, хотя понимаю, что это, все таки, тренажер.

Дешевая, которую не жалко потерять (примерно 10 долларов – минимальная зарплата в час),  и небольших габаритов в разобранном виде. Вес этой Travel гитары рекордный - всего...  600 грамм.      Здесь авторство полностью мое, хотя не сомневаюсь, что в мире какой-нибудь умный и симпатичный человек уже состряпал что-то подобное. Ну, тут, как говорится, «независимо друг от друга»

Этот тренажер тоже прошел походную проверку, ходил я с ним в двенадцатидневный поход, делал переходы, поднимался на вершины, попадал под снег и ураган.

Был день, когда в воздухе висели мелкие капли, такая была влажность. Мы с тренажером расстроились, неизвестно, кто сильней, а когда вышло солнце, мы оба снова настроились, причем на мажорный лад.

Можно тренировать технику, проигрывать трудные моменты. Когда прохладно и не до техники - можно разбирать произведения – ведь основная задача запомнить материал. Времени разбор композиций ест много, то, бывало, ждешь обеда, или когда чай закипит, а тут не успеваешь в ноты всмотреться - уже все кипит.  

В горах, в походе очень тихо, слышны малейшие нюансы. Дома, в городе, звук кажется совсем тихим. Еще большой плюс в том, что дергаешь струны на полную силу, не боясь громкого звука, и привыкаешь к такой игре.

Когда занимаешься на акустической гитаре в позднее время, невольно гасишь амплитуду, боясь потревожить домашних. На тренажере такой проблемы не существует, поставил самую большую глушилку –  лист фанеры 4 мм, выпиленный по форме резонатора и закрывающий весь резонатор, и - алга, комсомол. 

Я разобрал за двенадцать дней похода два произведения – одно простое и одно посложнее. На чистую походную голову ноты укладываются  просто здорово. Запоминанию особенно способствуют ассоциации – крики уларов, плывущее облако необычной формы и бесконечные другие. 

Из всего необходимого я купил колки, порожки и лады, все остальное у меня было. Ко всему прочему, не забудьте еще и полученное бесценное удовольствие от работы.
 

Посмотрим, что потребуется вам.  Вам потребуется:

-  желание играть на гитаре
-  полоска  12-ти мм качественной березовой фанеры длиной 85 см и шириной 10 см
-  легкая дощечка из бальсы, тополя или елки длиной 33 см, шириной 7 см и толщиной 1,5 см (в итоге, не найдя подходящую,  я взял сосновую, проиграв по весу и звуку) 
- фанера 4 мм  60 см на 40 см (необязательно, выполняет роль  глушилки  и декоративную)
- лады (я взял 2 мм шириной, как у меня на моей классической гитаре)
- 2 гитарных колка
- 6 скрипичных колок (они легкие)
-  пластмассовые порожки для классической гитары (3 нижних и один верхний)
 - плотный деревоподобный пенопласт 60 см на 40 см толщиной 2см или толще (я взял пеноплекс толщиной 3 см) Но лучше всего, конечно же, бальса. Кажется, с ней был бы волшебный звук. Уважаю ее со времен авиамодельного кружка. И Тур Хейердал уважал, но сейчас не об этом.
- столярный клей, универсальный клей 
- акриловые грунтовку, краску и лак
- 3 винта  длиной 6 см  
- 2 металлические струны (б/ушные номер 4 или номер 5)
- нейлоновые струны для классики
- 3 свободных дня

Первый тренажер я делал три дня, второй, усовершенствованный, урывками в течении недели, но в целом строительство занимает примерно три дня (без декоративных фанерных накладок, они же выполняют роль глушилок)

Основные этапы.
1 день. Из фанеры 12 мм выпиливаем «гриф», соответствующий гитаре, у меня ширина верхнего порожка 52 мм. Длина грифа 82 см, это для классики, длину можно выбрать любую, на свой вкус, воспользовавшись калькулятором расчета ладов, длины и углов трапеции. Я скопировал расстояние между порожками и ладами со своей классики. 

Делаем полную разметку на этом грифе – порожков, ладов, отверстий крепления струн у нижнего порожка, отверстий под два гитарных колка, отверстий для струн у верхнего порожка, отверстий для деревянных колков,  трех отверстий для крепления грифа к резонатору, места утолщений фанерой 4 мм у нижнего и верхнего порожков. 

Затем, пока это плоская удобная полоса фанеры, сверлим все отверстия, кроме отверстий под деревянные колки, их просто обозначим отверстиями 4 мм (меньшими малого диаметра колков), вырезаем место для верхнего порожка.

Потом нашлепываем лады, обтачиваем их, пока ничего не мешает, сначала с торцов, а потом фаску.  Приклеиваем две планки утолщения фанерой 4 мм - у верхнего порожка снизу грифа, под деревянные колки; а у нижнего порожка сверху грифа, под гитарные колки.

Приклеиваем полоску фанеры 4 мм у нижнего порожка (фиксатор порожка). Обрабатываем приклейки. По-моему это все было в первый день.
 

Второй день. На дощечке 33 см на 6,5 см и толщиной 1,5 см фрезеруем два паза, каждый глубиной примерно 7 мм и шириной примерно 1, 5 см для металлических струн, проходящих на тыльной стороне грифа. Пазы я сделал максимально большими для легкости, заодно улучшится звучание.

Форма и длина тыльной стороны по желанию. У меня эта деталь (дощечка с пазами) доходит ровно до 12 лада, как на классике. Верхний конец дощечки будет находиться напротив верхнего порожка. Если гриф длиннее, или резонатор меньше, то и длина дощечки будет другой.  Приклеиваем, обтачиваем.

Сверлим отверстия под деревянные колки. У моих колков конус  такой - вверху 8 мм, внизу 7 мм. Из сверла 8 мм сделал  конусовидное сверло, вставив в шуруповерт и заточив на круге. Все на глаз, занимает несколько секунд.

Попробуйте на таком же куске фанеры сверлить отверстие и подгонять колок, поняв идею, аккуратно сделайте 6 отверстий. Ограниченность места не позволило сделать симметрию, поэтому у меня получилась «куча». Можно, конечно поставить обычные гитарные колки, но вопрос веса и размера у меня был принципиальным. 

Затем изготовим три фанерные гайки и три фанерные шайбы (у меня их две) На этом работа второго дня заканчивается, нужно и позаниматься, и на велике проехаться.

 А пока отступление на заданную тему.
Столкнувшись со скрипичными колками и изучив эту тему, я разразился бурными эмоциями и занялся своим любимым делом – рассуждением, что здесь и с удовольствием излагаю. Поэтому следующий раздел не имеет отношения к изготовлению тренажера, кому не нужно, выделенное виньетками, пропускайте.

 

                                              

 

Итак, во-первых, мне, как филологу и эстету,  не нравится само слово – колок. Что за слово, колок, туесок, кузовок,  веет от него таким же анахронизмом, как и он сам. Оказывается, колок – это маленький кол, кольчик или колик. Уже тошнит и колики в ж…  животе.

Никто не знает, как этот колок-шмолок спрягать-склонять. Как ни странно, это слово не умерло, не превратилось в какой-нибудь нормальный тюнинг стринг пэг, а перешло на червячный редуктор. И вот, механизм натяжения струн, ни внешне, ни принципиально не похожий на кол,  зовется колышек. Красота. 

Приходилось ли вам когда-нибудь слышать живой симфонический оркестр или хотя бы проходить мимо филармонии. Какой это ужас, как они все фальшивят, хоть уши затыкай. Слышали ли вы скрипичный школьный оркестр или хотя бы дуэт. Если нет, то вам повезло.

И не потому, что музыканты плохие, а все из-за этих самых колков – струны натягиваются без цивильного механизма – деревянный штырь крутится в дереве. И это в наше время, как сто, двести или триста лет назад.

Уже придуманы механизмы для натяжения струн скрипок и виолончелей, уже придуманы механизмы, внешне неотличимые от деревянных колков. Нет, они продолжают крутить свои чопики. По кручению чопиков существуют целые форумы скрипачей.

Из-за принципиальной невозможности без механизма настроить несколько скрипок, придумали подстроечные механизмы, так называемые машинки. Они крепятся на скрипках в дополнение(!) к деревянным колкам.  Рвутся струны, ломаются колки. Но настроить в унисон две скрипки все равно невозможно.

Всего-то нужно для того, что бы щадить уши – воспользоваться механикой. Ан нет. Тысячи и тысячи школьников своими детскими неумелыми руками кормят так называемых мастеров.

Представьте себе дяденьку в халате, седовласого, со взглядом поверх очков – посмотришь – мастер. А какие строгие и умные глаза. Берет скрипку, многозначительно осматривает, будто знает нечто такое, чего не знает никто.

Вот парень в наушниках не мастер, а этот в халате мастер. Халат это обязательно. Что же он делает, когда его никто не видит. Сверлит коническим сверлом дырку, обтачивает точилкой для карандашей колок. Все.

Весь секрет – его точилка подходит к его сверлу. У другого мастера своя точилка и свое сверло. И вот толпа этих старых мастеров кочует из века в век, и благополучно перекочевала и в наш, 21-й.

Излив презрение к мастерам и консерватизму вообще, перехожу к дровам как таковым. Вся красота и гармония звука любого инструмента проистекают из точности форм, качества материала и качества изготовления. Больше не существует ничего. Все это обеспечивается новыми технологиями.

Точность форм обеспечивается соответствующим оборудованием.

Качество материала обеспечивается соответствующим оборудованием (например, особым образом подготовленное дерево –высушенное, выдержанное и т.д. клей, лак, металл)

Качество изготовления обеспечивается соответствующим оборудованием (например, струна будет круглая в сечении и одинакового сечения на всю свою длину – и стабильно всегда такая) 

Отсюда любая «ручная» работа – пыль в глаза, все равно в ней есть использование станков и приспособлений, только их поменьше и сами похуже. А если они используют станки с программным управлением, то это не ручная работа. Использование новых материалов. Мастера ведь не ковыряют стамеской и не варят рыбий клей. Ну да, как я забыл, они же вкладывают в инструмент душу. Ищите ее, где то она там. Да там, там она. Стоит процентов 90 от цены. Но на звуке это никак не отражается.

Поэтому я настаиваю и утверждаю – любая гитара или скрипка, произведенные по высшим стандартам промышленным способом, звучат гораздо лучше, чем сделанные из тех же материалов «ручным» способом. И никто не отдаст предпочтение «ручным» инструментам в честном слепом тесте, если конечно на ушах не лапша, а в ушах не вата.

При этом еще и «заводские» на порядок дешевле. Плата за бренд мастера, за престиж. Такая вся Дольчегабана всегда дорогая.

Но это все тоже прошлый век. Инструменты  капризны, пошел дождь, пропал звук, изменилась температура, повысилось давление – все пропало.  Хорошо записать через микрофон пусть самую-самую дорогую гитару невозможно – эксклюзивно подобрать обстановку, стены, полы-потолки, все влияет на запись. Резонансы и искажения. Что бы на записи она звучала, как слышишь вживую, не получится.

Погода не та и все, все дело случая. И звучать она будет хуже простой дешевой, записанной через звукосниматель. Постепенно, музыканты, скрепя сердце, будут расставаться со своими дорогими мастеровыми гитарами и брать в руки электронику. Творческого незашоренного человека никогда не устроит однообразие. Для одной мелодии хочется один звук, для другой – совсем иной тембр и характер.

Звучит категорично, но представьте, что у вас под рукой десять, нет двадцать самых-самых лучших гитар, самых лучших мастеров, разве бы вы отказались? А ведь именно об этом я и говорю. Вот подумайте, пятьсот лет назад инструменты создавались средствами тех далеких лет. И получались такими не от хорошей жизни. Так какого же черта они до сих пор создаются точно такими же?

Пленочному фотоаппарату место в музее. Народным костюмам место в музее. Все дрова прошлый, а то и позапрошлый век – как пресловутые колки.  Живой звук, теплый ламповый, натуральные материалы  - все это миф и консерватизм. Все это предвзятость восприятия.

Это было справедливо, когда появились первые синтезаторы, когда не было цифровых технологий и компьютеров.  Не сравнивайте нейлоновую рубашку 80-х с термоодеждой 10-х. Сейчас можно воспроизвести любой звук любого качества – тембра, окраски, теплоты и любых других эпитетов.

А инструмент сделать таким, что бы на нем удобно было играть. Нужны вам призвуки-подзвуки – пожалуйста. Можно  хоть индивидуальное сопение исполнителя сделать.

Следующий этап – создание музыки любым удобным способом. Мне, например, нравится дергать струны – пожалуйста – вот вам «гитара», кому то давить клавиши, кому то водить по экрану. А кому то превращать мысли в звуки. Вот это инструмент, звучащий самым невероятным оркестром. Ведь музыка рождается и звучит в голове – пусть «инструмент» ее материализует. Пришли новые мастера - айтишники. на халат только кофе проливают, будьте спокойны - будет вам и душа, и теплота, и живое все и натуральное. Все, как вы хотите.

Здесь напрашивается еще одна глобальная тема – советская школа вообще напрочь убивала интерес и стремление к предмету, а музыкальная школа просто уничтожала и выжигала все вокруг себя. Убивала желание что-либо знать, заставляла ненавидеть свой музыкальный инструмент, ненавидеть пение и музыку,  да и вообще весь мир и себя в нем.  

Настолько она была закостеневшая, мертвая, ханжеская. Дальше шло такое же высшее музыкальное образование. Лишь самые несгибаемые, лишенные нервов, или наоборот, имеющие стальные, продолжают  после всего этого обучения любить и живо воспринимать музыку. Их очень мало остается, прорвавшихся сквозь колючую проволоку одних и тех же скучных произведений одних и тех же замшелых авторов. Надеюсь, эта школа скоро тоже исчезнет за ненадобностью.

Во  времена учебы моего сына в музыкальной школе, ситуация изменилась к лучшему. Там было два преподавателя – один творческий, веселый и увлеченный парень, а другой старый советский пенек, к тому же пьющий, и он не знал, что такое Металлика. Конечно, дети все, как один,   тянулись к молодому, но всем к нему попасть не удавалось.

Можно сказать, что я заочно проучился у этого замечательного гитариста целый год – прилежно выполняя все задания, которые он давал сыну. Тема большая, и, пожалуй, лучше сейчас вернусь-таки к своему тренажеру.

 

                                                   

 

Продолжим.

Третий день. Теперь выпилим из пеноплекса резонатор и займемся покраской. Грунтуем все акриловым грунтом, красим, лакируем. Красим, что бы красиво было. Выкрасим, но не выбросим. Лакируя, приговариваем голосом Плятта Шакурову - ты не сварил лак Амати, ты сварил лак Страдивари.

Кстати, паркетный лак маршал, после высыхания такой сухой и скользкий, что покрытые им фанерки так приятно звенят и шелестят. Страдивари.

В перерывах, если не успели подготовить порожки, готовим. Их всего четыре. У верхнего порожка, там, где струна ныряет на тыльную сторону, закруглим желобки, в которых лежат струны. Острых углов не должно быть. 

С лицевой стороны грифа на тыльную струны проходят не перпендикулярно, а под углом 60 градусов к плоскости грифа. А угол этот должен быть, как можно положе, градусов 20-30. Но я опять экономил место.

Струны должны свободно, по возможности, двигаться. При такой системе, у струн с оплеткой большое трение в месте перехода с верхней стороны на тыльную сторону.  4-ю, 5-ю, 6-ю струну в месте ныряния с верхнего порожка на тыльную сторону, я натер мылом.

Представьте, что вы удерживаете на веревке груз, а потом под углом  заводите эту веревку на край опоры. Насколько станет легче. Это «легче» взяло себе трение. Лучше поставить ролики-валики на каждую струну – по шесть маленьких роликов на общей оси - и сверху, и снизу, но пока я не нашел ничего подходящего. 

Настраивал тренажер и по стандарту, но остановился на пониженной настройке – примерно на один тон. Настройка сохраняется, все как на обычной гитаре.

Высоту струн я сделал привычной для себя, как на своей гитаре – над 12 ладом у первой струны где-то 2, 5 мм, очень приятно играть. Хотя, это ведь тренажер, нужно поднять струны как можно выше, искусственные трудности создать обязательно, тренажер для тренировок, сделаю 5 мм, не меньше. Тогда точность попадания пальцами левой руки повысится, и на нормальной гитаре попадание будет качественнее.

В походный вариант брал только пеноплексовый резонатор – гитара легкая. Можно применять разного вида фанерные глушилки, на любую фантазию и громкость.

Можно прилепить пьезоэлектрический звукосниматель, вставить темброблок, но это не моя задача. Так как гриф цельный, то сустейн приличный, звук с агрессией, но чистый, светлого оттенка, массы то очень немного. 

С пеноплексовым резонатором, без фанерной накладки, по громкости, тренажер звучит примерно в четверть обычной классики. На самом деле, за закрытой дверью мою сайлентушку уже едва слышно. Не удержался, и самую малость добавил delay, в остальном никакой обработки нет.

 

 

категория творчество | добавил Александр (26.09.2018)
просмотров 339